Экономическая ситуация повлияла на размеры и структуру затрат россиян

Сокращение продаж

Текущая экономическая ситуация ожидаемо повлияла не только на способы и организацию ведения бизнеса, но на размеры и структуру потребления россиян. Упавшая покупательная способность большинства населения вполне прогнозируемо повлияла на желание тратить деньги более рационально. Согласно данным фонда «Общественное мнение",  полученным в итоге проведенного в середине декабря опроса, более 75 % респондентов, стали существенно экономить. При этом более 20 процентов из указанных лиц теперь экономят на любых статьях расходов. Наибольшему урезанию подверглись (в порядке убывания) траты на отдых и развлечения, одежду и обувь, на продовольственные товары и косметику.

Не снизили своих покупательских аппетитов, то есть не экономят вовсе, около 20 % опрошенных потребителей.  

Поведение потребителей вполне объясняется нынешней экономической ситуацией, опасениями по поводу дальнейшего ослабления рубля. Наши граждане уже многократно сталкивались с подобной ситуацией, потому теперь следуют нехитрой логике выживания, экономя в первую очередь на продуктах и услугах, не являющихся предметами первой необходимости.

Сложившаяся ситуация так же повлияла на услуги в сфере B2B, включая такие популярные услуги, как регистрация ООО или регистрация изменений в ЕГРЮЛ.

При всей однозначности поведения среднего потребителя вызывают интерес и перечень его критериев при выборе внутри групп товаров, покупать которые все - таки необходимо. Основная часть продовольственных товаров потребителем выбирается  сначала исходя из критериев цены. Вкусовые качества - на втором месте. К таким продуктам относятся прежде всего  кофе, чай (по ценовым критериям их выбирают 29% опрошенных), кондитерские изделия (28%), плодоовощная продукция (27%), мясо и птица (34%), колбасные изделия и сыры (33%), растительное масло (32%), макаронные изделия (34%), морепродукты и рыба (33%). Определяющей цена является также для покупателей одежды и обуви (31%), бытовой химии, моющих и чистящих средств (32%). 

Критериями вкуса потребители руководствуются при покупке хлебобулочных изделий (37%) и молочной продукции (28% потребителей). 

Особенно хочется отметить, что текущая экономическая ситуация негативно повлияла на погоду в доме незначительного количества семей. Согласно исследованиям, семейные отношения в результате ухудшения социально-экономической ситуации в стране осложнились в 7% домохозяйств.  При этом более 70% семейных пар вообще никогда не испытывали серьезных противоречий по поводу распределения семейного бюджета. Еще 15% опрошенных заявили, что разногласия в связи с расходами возникают иногда, а в 5% случаев трения между супругами из-за семейных трат – обычное дело. Значимыми факторами, определяющими возникновение таких противоречий, по данным исследования, оказались: 

  • общий уровень дохода семьи;
  • стабильность денежных поступлений в семейный бюджет (заработок, сдача в аренду и др.);
  • количество детей;
  • наличие иждивенцев и больных, нуждающихся в постоянном уходе и лекарствах.

Аналогичная ситуация сложилась и с традиционно высокими прибылями торговых сетей в сезон новогодних праздников, где доходы продавцов  в этом году существенно снизились. Конечно, сама по себе традиция приобретения подарков для родных и близких никуда не ушла. Новый год в нашей стране является одним из самых любимых праздников. И отказываться от многолетней традиции поздравления родственников и знакомых, ожидания Нового года за столом в кругу родных и близких, даже несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию, наш народ вряд ли будет. Однако в настоящий момент вынужденно меняется размер и структура трат, связанных с Новым годом. Это касается всего - как затрат на на новогодний стол, так и на подарки. По данным некоторых банков, средняя стоимость подарка на Новый год снизилась почти на 20% (согласно указанным данным, средняя стоимость подарка к Новому году составила немногим более 7 тыс. руб., что почти на 20% ниже аналогичного показателя прошлого года). В ранжированном по относительным размерам перечне затрат под Новый год затраты на бытовую технику потеснились, упав в условном списке с третьего на пятое место. Ее потеснили конфеты и алкоголь (23 % покупателей). Первое и второе место безоговорочно занимают косметика и парфюмерия (ее предпочли 39% покупателей), четвертую позицию прочно удерживают одежда и аксессуары (23%).  

Исследования в очередной раз подтвердили, что новогодние подарки традиционно делаются россиянами в первую очередь детям (74% опрошенных), родителям и супругам. Причем относительная доля россиян, делающих подарки указанным категориям населения,  неизменна на протяжении трех лет. А вот коллегам, родственникам, друзьям подарков в этом году досталось намного меньше. Вероятность сохранения указанной тенденции при неблагоприятном развитии экономической ситуации представляется наиболее высокой. 

Опрос проводился фондом «Общественное мнение" в 100 населенных пунктах по всей РФ. Общая численность участвовавших в опросе - 1500 человек. 

Таким образом, как и в случае с общей структурой потребления, на затраты под Новый год вполне предсказуемо повлияла нынешняя экономическая ситуация, отмечает юрист компании «Мастерская Бизнеса» М. Серкова. Только в случае с подарками роль предметов первой необходимости стали играть подарки самым близким людям.