Из истории русского предпринимательства. Нобели (2)

Муза дальних странствий нисколько не мешала Альфреду интересоваться успехами братьев и посвящать их в свои свершения и проекты. Благодаря регулярной переписке он был прекрасно осведомлен и о ходе их Кавказского нефтяного проекта, в том числе и трудностях, которые испытывает новое семейное начинание. Как ни странно, проблемы были вовсе не в том, как в целом организовать дело или добыть нефть. И даже  не в том, как ее переработать. А в том, как ее транспортировать. В то время перевозка нефти осуществлялась в бочках на тележках, запряженных ослами. Их поголовья явно не хватало для того, чтобы обеспечить должный объем транспортировки нефти. И это при существующих объемах добычи. А как быть, если добычу и нефтепереработку нужно увеличить? Решение, предложенное Альфредом, было в его духе – простым,  практичным и обстоятельным. Вместо ослов нужно использовать трубопровод и несколько насосов, чей принципиальный чертеж Альфред и нарисовал. К письму приложена была карта Кавказа с указанием маршрута, по которому должен пройти трубопровод. Братья в России загорелись идеей прокладки нефтепровода через Кавказский хребет. Поначалу они попытались привлечь к совместной работе по строительству трубопровода окрестных владельцев нефтепромыслов, однако не смогли добиться в этом значимых успехов. Стало понятно, что трубопровод строительство придется вести самостоятельно. Однако и тут выручил Альфред, который выделил средства для осуществления своего же проекта. Он стал совладельцем товарищества «Бр.Нобель», внеся в его кассу полтора миллиона рублей, а заодно профинансировав строительство в Швеции огромного танкера под звучным названием «Зороастр». 

Как и подобает натуре одаренной, творческой и деятельной, он быстро потерял интерес к им же начатому делу, которое подхватили и стали развивать его братья. Его мало интересовали вопросы технической реализации его принципиально новых идей, он даже не интересовался размерами своей прибыли от нового дела в Баку. Теперь он был увлечен созданием кожезаменителя. А его братья в то время смогли достроить первую очередь нефтепровода. Теперь они стали монополистами транспортировки и хранения нефти. К ним потянулись вчерашние несостоявшиеся партнеры по постройке нефтепровода. Теперь гужевая транспортировка нефти вылетала в трубу и в прямом, и в переносном смысле. Мало того, что такой способ накладывал существенные ограничения на объемы транспортировки, он еще и сопровождался ее существенными потерями при перевозке. Большую головную боль доставляло и хранение нефти и нефтепродуктов, которые до Нобелей просто сливали в огромные котлованы. Поэтому процент отбраковки такого дорогостоящего товара был огромным. В новинку было и использование танкеров при перевозке.  Вследствие этого любая цена, установленная за транспортировку и хранение в металлических резервуарах сырой нефти, была заведомо более выгодной, чем та, что выходила у нефтепромышленников при прежнем подходе к делу. 

На доходы, получаемые от транспортировки, Нобели методично скупали окрестные скважины, и уже к началу прошлого века они владели 13 процентами всех месторождений в России. Рядом с Баку ими был построен целый город- Черный город - с населением более 5 тыс. человек. Он разительно отличался от рабочих поселков, создаваемых в то время вокруг строящихся крупных предприятий. Это была своя микроимперия внутри Российской. Тут было все.    Инфраструктура в виде больниц, магазинов и трактиров. Была даже своя валюта. Здесь производилось более 40 млн. пудов неочищенной нефти, а также больше 100 наименований продуктов нефтепереработки. 

Занявшись нефтью, Нобели должны были обеспечить должный присмотр за механическим производством в Санкт- Петербурге. Дело здесь передали Эммануэлю, сыну Людвига. Молодой Нобель быстро наладил выпуск двигателей внутреннего сгорания  (по лицензии Дизеля). 

Однажды летом 1888 года Альфред Нобель открыл парижскую газету и узнал о том, что он… умер. Произошла путаница- впрочем, как она происходит в отношении Нобелей и сейчас. Умер старший брат Альфреда- Людвиг. Не потрудившиеся разобраться в предмете, журналисты, помимо всего прочего, наградили «отца динамита» множеством неприятных эпитетов, из которых «торговец смертью» был самым сдержанным. Новость, как это часто бывает, была охотно подхвачена и растиражирована многими периодическими изданиями. Личность самого Нобеля при этом отошла на второй план. Авторы смаковали ужасающие подробности последствий применения динамита в боевых условиях, напрочь забыв о той пользе, которую он приносит в строительстве, горнодобыче, освоении новых территорий. С Альфредом случился сердечный приступ, который, к счастью, не привел к смерти. Произошедшее заставило Альфреда по- новому взглянуть на жизнь и то, что он может оставить после себя. 

Некоторое время спустя после своей мнимой смерти он написал завещание, благодаря которому заставил весь мир помнить о себе.  Все свое состояние он распорядился направить на учреждение ежегодной премии для принесших «наибольшую пользу человечеству». Завещание это было написано Нобелем на небольшом клочке бумаге и сунуто в стопку документов. Как это и было присуще Альфреду Нобелю, об этом событии он, видимо, забыл, вернувшись к своим химическим экспериментам. Родственники Нобеля узнали о неприятной для себя «шутке» Альфреда спустя 8 лет после описанных событий.