Из истории российского предпринимательства. Алчевский (часть 2).

Алексей АлчевскийПосле организации своего банковско-финансового дела Алчевский много времени проводит в изучении возможностей нового приложения своих сил и финансовых возможностей. Он явно перерос масштаб одной сферы деятельности. И после  создания очередных для себя финансовых учреждений - Общества взаимного кредита приказчиков и Общества взаимного кредита горнопромышленников юга России – у него получилось открыть новый бизнес - горнодобычу. 

Несмотря на провальные проекты разведки угля, проведенные в Донецком бассейне иностранными компаниями, Алчевский рискнул вложить большую часть своих средств в разведку и добычу угля в районе Бахмута и Славяносербска.  В 1875 г. для разработки залежей каменного угля на землях, прилегающих к только что построенной железной дороге Луганск – Дебальцево, было организовано Алексеевское горнопромышленное общество. Земли под разработку были получены во многом благодаря ипотечному направлению деятельности Алчевского: часть земель, находящихся в залоге в Земельном банке, спустя некоторое время была выкуплена обществом, фактически принадлежавшим А. К. Алчевскому. И в итоге Алчевский не прогадал. Из малопривлекательного дела с ничтожной годовой выработкой (700 тыс. пудов) направление за 25 лет выросло в громадное предприятие производительностью до 60 млн. пудов угля и кокса в год. 

Еще одним важным направлением деятельности, начатым Алчевским с нуля и развитым им до европейских масштабов, стала металлургия. Как и в случае с горнодобычей, помогли и исключительное чутье, и трезвый расчет. Несмотря на то, что в Донецком бассейне уже были построены три больших металлургических завода (Юзовский, Петровский и Дружковский), Алчевский был уверен в том, что усилия по созданию новых производств будут вознаграждены многократно. Ведь мощностей имеющихся заводов, по его расчетам, едва хватало на то, чтобы выполнять государственные заказы - в основном для строительства железных дорог. А сортового металлического проката для частных заказчиков катастрофически недоставало. Именно эту нишу и решил заполнить Алчевский.  

Алчевское горнопромышленное общество

По его мнению, именно у него и именно на Донбассе, как ни у кого другого и нигде не получится организовать новое производство сортового металлопроката.  Расчет был прост: благодаря развитой угледобыче у империи Алчевского, помимо шахт, рядом был и свой кокс. Под боком - железная дорога, благодаря которой можно за сравнительно небольшую плату доставлять никопольский марганец и криворожскую железную руду. 

В 1895 г. было основано Донецко - Юрьевское металлургическое общество (ДЮМО) и началось строительство завода. Общество создавалось с участием исключительно отечественного капитала. На его постройку в район станции Юрьевка (теперь Алчевск) были брошены огромные тогда человеческие ресурсы. Оборудование закупалось в Бельгии и Германии. Оттуда же приезжали на работу специалисты. Доменная печь №1 была задута уже в мае 1896 года. За 10 лет в строй встали четыре домны и четыре мартеновских печи, девять прокатных станов, три конвертора. Численность работающих на заводе составляла 3,5 тыс. человек. Номенклатура выпускаемой продукции – от чугуна всех сортов до экипажных осей. В 1899 году акция ДЮМО номиналом 250 рублей поднялась в цене до 680 рублей.

Дополнительное развитие получил и приморский Мариуполь, где примерно в одно время с появлением ДЮМО начинает строиться завод «Русский Провиданс», который уже в  1899 году завод стал выдавать первую продукцию. В первый год на нем было произведено 256 076 пудов чугуна. 

Тем не менее, экономический кризис в Европе конца XIX столетия не мог не сказаться на общем состоянии дел Алчевского. Однако Алексей Кириллович, болея за дело всей душой, до последнего тянул со сворачиванием производства. Предприятия все еще выпускали продукцию, хотя потребителей она уже не находила.

В этой ситуации Алчевский обращается за поддержкой к Правительству. Он просил разрешить дополнительный выпуск облигационного займа, чтобы реструктурировать долги подконтрольных ему обществ в долгосрочные, а также  договориться об участии ДЮМО в конкурсе на размещение государственных заказов на равных с другими частными предприятиями.

Памятник Алчевскому в Харькове

Однко по ряду причин, доселе не совсем понятных, попытки добиться справедливого размещения заказов и реструктуризации долгов оказались безуспешными. 

Весной 1901 года Алчевский предпринял последнюю попытку спасти дело, которому отдал всю свою жизнь. Он отправился в Санкт-Петербург обивать пороги правительственных кабинетов. О подробностях злоключений Алчевского сообщается мало. Известно лишь, что 4 мая Алексей Кириллович получил отказ. Последующие за этим события описаны многими источниками… 7 го мая на перрон Варшавского вокзала Санкт-Петербурга вышел немолодой мужчина представительного вида. Вид у него был хмурый. Он прохаживался по перрону, то и дело смотря на часы…  Дождавшись приближения состава, он размашисто перекрестился и бросился под поезд... 

Так закончилась жизнь одного из самых влиятельных и, без сомнения, болеющих за судьбы Отечества предпринимателей предреволюционной эпохи. Говоря о тех событиях, иногда используют выражение «харьковский кризис». 

Самоубийство Алчевского стало предвестником прокатившихся по стране банкротств предприятий и банков. Ситуация, порожденная его гибелью, потребовала личного вмешательства министра финансов Витте. Харьковский торговый банк был подвергнут процедуре банкротства и закрыт. Промышленные предприятия перешли в государственную собственность. Ну а история  перехода ипотечного Земельного банка в собственность Рябушинских широко известна.   

Предыдущая статья: 

Из истории российского предпринимательства. Алчевский (часть 1)

Все статьи: 

Полезные статьи