Отказы в государственной регистрации юридических лиц

otkazy v gosudarstvennoj registracii yuridicheskix licРешение об отказе в государственной регистрации, которое касается любого из перечисленных видов регистрации, это: первичное создание ООО; Внесение изменений в ЕГРЮЛ; изменение его учредительных документов; ликвидации или реорганизации юридического лица, влечет дополнительные расходы как финансовые, так и временные, потому что заверение документов у нотариуса и оплату госпошлины нужно будет в таком случае производить по новой. Наиболее вескими причинами отказа являются допущенные ошибки в подготовке документов, не заверение или неправильное заверение нотариусом документов. Встречаются случаи, когда документы заверяются исполняющим обязанности нотариуса, а он не включен в реестр его заместителей и соответственно не имеет право на совершение нотариальных действий.

В принятом решении об отказе в государственной регистрации мы часто видим следующее предложение: «Среди предоставленных на государственную регистрацию отсутствуют следующие документы:», хотя все для этого документы были представлены. На языке налогового органа это значит, что документ неправильно оформлен, т.е. содержит неверные сведения.    

Федеральный закон о «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» выделяет причины, служащие основанием для отказа в регистрации, их перечень исчерпывающий. И это следующие причины:

  • Не представлены документы, без которых по закону регистрация невозможна.

На деле регистрирующие органы часто требуют предоставление документов, не являющиеся необходимыми для регистрации и за то, что они не представлены Налоговый орган выносит отказ. Но органы занимающийся регистрацией юридических лиц не должны по закону отказывать в регистрации, если не поданы документы, которые не предусматривает закон. Решения Межрайонных инспекций Федеральной налоговой службы в таких ситуациях можно обжаловать в Главном управлении Федеральной налоговой службы по региону РФ или, в крайнем случае, в Арбитражном суде.

  • Если Юридическое лицо ликвидируется и об этом содержится запись о нем в ЕГРЮЛ, а по нему поданы документы, касающиеся изменений его Учредительных документов. Данное действие запрещено ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и ИП». 
  • Имеется Определение суда, запрещающее любое проведение регистрационных действий по Юридическому лицу как обеспечительная мера, или постановление органов, исполняющих судебные решения о запрете регистрационных действий.
  • Документы на регистрацию направлены в регистрирующий орган, место нахождения юридического лица или его исполнительного органа неподведомственно ему. При такой причине отказа решение об отказе должно содержать информацию - в какой именно регистрирующий орган нужно подавать документы.
  • Если при регистрации заявитель или лицо, по которому которого вносятся сведения в реестр юридических лиц (это могут быть директор, участник) является дисквалифицированным лицом – лицо, которому на определенный срок (в настоящее время этот срок составляет 3 года) запрещено заниматься предпринимательской деятельностью (Физическое лицо дисквалифицируется на 3 года, если оно неоднократно вносило о себе несоответствующие действительности сведения в реестр; являлось участником имеющим более половины доли от размера уставного капитала или руководителем юридического лица, исключенного из реестра юридических, в связи с тем что оно не сдавало отчетность 1 год и при этом имело долг по налогам не менее 500 000 руб.)
  • Расхождения в паспортных данных, представленных заявителем, с имеющимся у налогового органа паспортными данными заявителю. Если в заявлении на регистрацию указаны одни паспортные даны, а у налогового органа другие данные выносится отказ в регистрации. В настоящее время по этой причине отказывают в регистрации редко, потому что орган – ФМС России, который ведет учет граждан и выдает им паспорта в этой сфере взаимодействует с налоговой и по настоящему закону налоговый орган должен сам получать сведения из Федеральной миграционной службы.
  • Неверные сведения с точки зрения налогового органа об адресе местонахождения Общества. Налоговый орган проверяет новый регистрируемый адрес местонахождения, указанный в заявлении на регистрацию на правомерность его использования в качестве местонахождения. Представленные заявителем от собственника документы на адрес решающей роли не играют. Проверка ведется таким способом: Налоговый орган выходит на собственника арендуемого помещения, указанного в заявлении на регистрацию, для подтверждения того, что данный адрес действительно им предоставляется для данного Общества.
  • Не постановка в известность кредиторов при ликвидации или реорганизации юридического лица. Уведомление кредиторов производится опубликованием сообщения, касающегося ликвидации, реорганизации юридического лица или уменьшении его уставного капитала. По законодательству ликвидируемое Общество должно после регистрации начала реорганизации, ликвидации, уменьшения его уставного капитала должно опубликовать об этом в Журнале «Вестник государственной регистрации» соответствующие сведения о своей ликвидации со сроком 60 дней, с опубликования сообщения, для предъявления требований кредиторов. Реорганизуемое юридическое после начала реорганизации 2 раза по 1 публикации в месяц (всего 2 публикации), должно опубликовать сведения о своей реорганизации в Журнале «Вестник государственной регистрации» со сроком 30 дней со дня последней публикации для предъявления требований кредиторов. В том же журнале публикуются сведения и об уменьшении уставного капитала.    
  • Наименование юридического лица нарушает требования законодательства. Данная ситуация понимает под собой использование специального наименования (это наименования содержащие слова и словосочетания: Россия, Российская Федерация) без разрешения на то компетентных органов. Никакие другие юридические лица не должны применять в своем наименовании слово «Банк», за исключением создания банка. Наименование не должно содержать и наименование других организационно-правовых форм.  
  • Непредставление документов при ликвидации или реорганизации документов во внебюджетные фонды необходимых документов, предусмотренных Законом «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования". 
  • Поступление возражения от лица о предстоящем внесении в отношении него сведений в единый государственный реестр юридических лиц.

Решение об отказе в государственной принимается в срок равный сроку выделенным для принятия решения о регистрации юридического лица. Решение об отказе должно содержать причину и основание, послужившее принятием решения.

Как Налоговые органы, так и заявители несут ответственность, если они отступили от требований законодательства Российской Федерации.

Должностные лица регистрирующего органа несут гражданскую, административную и уголовную ответственность.

Гражданскую ответственность несет за отказ, вынесенный без основательных причин, за неосуществление регистрации в срок и за иное нарушение порядка регистрации, за отказ или предоставление не в срок сведений из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. По закону о государственной регистрации органы должны возместить убытки заявителю причиненные необоснованным отказом в регистрации или за задержку представления сведений из ЕГРЮЛ заявителю.

Административную ответственность несут должностные лица налоговых органов за несвоевременное, неточное внесение сведений в единый государственный реестр юридических лиц.

К уголовной ответственности могут быть привлечены должностные лица (чиновники) за препятствование предпринимательской деятельности. Воспрепятствованием предпринимательской деятельности является незаконный отказ в регистрации или уклонения от регистрации юридического лица, а также безосновательная блокировка налоговыми органами открытых расчетных счетов юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Заявитель за нарушивший законодательство Российской Федерации несет уголовную и административную ответственность в зависимости от тяжести последствий. 

Административная ответственность заявитель несет при неоднократной подаче документов с ложными или недостоверными о себе для внесения в единый государственный реестр юридических лиц. За данное деяние предусмотрен штраф, составляющий до 50 МРОТ или лишение возможности на 3 года занимать высшую руководящую должность или быть учредителем коммерческой организации.

Уголовную ответственность несет заявитель за создание юридического лица, не имея намерений вести предпринимательскую деятельность, за создание юридического лица на посторонних лиц, не имеющих никакого отношения к деятельности юридического лица, для неуплаты налогов и проведения других махинаций. К уголовной ответственности лицо привлекается не только за регистрацию, но и за приобретение паспортных данных подставных лиц и подготовку с их данными документов на регистрацию. За данное преступление предусмотрен крупный штраф или лишение свободы, срок которого может составлять 8 лет.