Первичное размещение акций

Первое публичное размещение акцийэто первая продажа акций акционерных обществ, а также к нему относится и реализация депозитарных расписок для приобретения акций. Продажа акций производится размещением дополнительного выпуска акций – открытая подписка и продажи уже имеющегося выпуска (пакета акций) акционерами, размещенного при регистрации акционерного общества

Данное мероприятие проводится для получения прибыли, которая получается от разницы суммы продажи и капиталом, который вложен в Общество.

Есть 3 способа публичного размещения ценных бумаг:

  • по фиксированной цене, т.е. по открытому предложению. При такой продаже цена ценных бумаг уже определена заранее. А также есть период для приема заявок, когда инвестиционным банком проводится сбор заявок на акции Общества. Прием заявок продолжается пока не будет собрано заявок на все предложенные для продажи акции общества, или пока само общество не снимет с размещения свои акции. Данный способ очень распространен, за исключением США, но редко применяется на особо активных и крупных фондовых рынках;
  • аукцион: часто используется для продажи облигаций и продаже акций при приватизации. При первичном размещении аукцион обычно не применяется. Недостатком продажи акций посредством аукциона является недопродажа – когда не все акции проданы. Поэтому аукционы хорошо использовать, когда есть большая информация о компании и она распространена среди инвесторов. В большинстве случаев аукционы используются для продажи известных фирм, отрасль которых хорошо изучена инвесторами. 
  • формирование книги заявок: данный метод отличается тем, что он дает андеррайтерам (те, кто гарантирует Обществу выручку от реализации акций. Андеррайтерами, обычно, выступают инвестиционные банки) контроль за распределением ценных бумаг компании среди инвесторов. Данный процесс начинается объявлением диапазона предварительных цен, а окончательная цена устанавливается за пределами предварительно объявленных цен. По сбору заявок, банки направляют предложение институциональным инвесторам по «высказыванию интереса» к акциям Общества. Как показатель интереса становится заявка для приобретения определенного количества акций Общества. Инвесторам предоставлено указать наивысшую цену, за которую они готовы приобрести акции. Книга формируется где-то 2 месяца, но затянутся может и до 4х. В книге содержатся заявки от каждых инвесторов: информация о них, название каждого и количество акций, которое они намерены купить и максимальная цена одной акции. В книге есть дата, когда была внесена заявка, а также даты пересмотров заявок. 

В настоящее время есть 3 типа заявок:

1. Обычная заявка для покупки определенного числа акций вне зависимости от конечной цены; 

2. Заявка, в которой указана максимальная цена, указанная инвестором для покупки акций; 

3. Заявка с указанием количества акций, при этом количество покупаемых акций будет зависеть от цены.

Публичное размещение (IPO) проводится также и по «гибридным» методам, когда существует несколько траншей продаж, и каждый транш нужно продать отдельным видом: аукционом, открытым предложением, формированием книги заявок. 

Этапы для проведения процедур (формирование заявки): Выпуск акций делится на 6 этапов. Детали и сроки могут измениться, но порядок остается прежней:

1. Подготовка компании проведению IPO. Программа подготовки может занимать от двух лет. За это время, до того, как компания выйдет на рынок, нужно начать выполнение требование, которые предъявляются к публичным Акционерным обществам, - это разработка бизнес-плана и регулярная подготовка финансовой отчетности. 

2. Создание команды, которая будет проводить IPO, а также общее собрание акционеров. Для этого нужно будет выбрать инвестиционный банк, аудитора и юридическую фирму. Инвестиционный банк выступает как советник эмитента и брать на себя функции андеррайтера. В течение, 6-8 недель до того, как будет официально зарегистрированы комиссией по ценным бумагам проводится собрание, где будет принят план IPO и график продаж, а также каждый член команды будет наделен обязанностями. Сам процесс размещения начинается с проведения собрания акционеров. 

3. Подготовка проспекта эмиссии ценных бумаг. Проспект ценных бумаг содержит в себе информацию о деятельности Общества, которая нужна инвесторам. Он содержит финансовые отчетности, результаты деятельности за 5 лет, описание рынка компании, информация о конкурентах, планы развития. Андеррайтеры начинают изучать деятельность компании, проводить анализ всех сведений, которые упомянуты в письмах аудиторов и консультантов, которые направлены андеррайтеру. Предварительный проспект ценных бумаг направляется в комиссию по ценным бумагам для проверки. Главный андеррайтер находит синдикат, а синдикат распределяет акции инвесторам. 

4. «Дорожное шоу». Так называется посещение инвесторских собраний в разных городах, а также презентация для крупных инвесторов. Основная цель – убеждение инвесторов купить акции. Оно продолжается 3-4 недели и включает в себя 2 встречи за день руководства с инвесторами. По мере этой процедуры формируется книга заявок. После окончание руководство Обществ проводит встречу с представителями инвестиционных банков, на котором согласуется количество выпуска и цена акций. Цена зависит от спроса на акции. После того как все будет согласовано, подготавливается окончательная версия проспекта ценных бумаг, и дальше все акции распределятся инвесторам. 

5. Торговля акциями. После того как цены будут согласованы и не раньше, чем через 2 дня после опубликования окончательной версии проспекта ценных бумаг IPO вступает в силу. После того как торги будут закрыты. Часть акций распределяется членам инвестиционного синдиката, между брокерами, клиентами брокеров. Продажа акции начинается на следующий день после того как публичная продажа будет объявлена открытой. На главного андеррайтера возлагается обязанность организовать гладкую торговлю и обеспечить ценовую стабилизацию акций.  

6. Завершение. Деятельность завершается, после того как компания передаст акции андеррайтору, а тот в свою очередь переводит полученные денежные средства на счет Общества. Спустя 7 дней по окончании дебюта IPO считается состоявшимся. А спустя 25 дней после торговли прекращается «период молчания». И только после того как период закончится андеррайтер и члены синдиката делают прогнозы, определяют стоимость компании и дают рекомендации инвесторам по покупке акций.