Подбор персонала (рекрутинг)

Подбор персонала (рекрутинг)Подбор персонала (рекрутинг) (recruiting) — обеспечение потребности работодателя в сотрудниках нужной квалификации. Одна из важнейших составляющих организации бизнеса. В большинстве случаев предполагается, что подбор персонала - не просто поиск максимального количества кандидатов на занятие должности, но и их отбор - выбор из многих (нескольких) претендентов того, кто в наибольшей степени отвечает заявленным требованиям. 

Подбор персонала может быть внутренним (поиск проводится среди сотрудников, которые уже работают в организации) и внешним (поиск кандидатов осуществляется на внешнем рынке). Рассмотрим подробнее каждый из них.

Внутренний подбор персонала. Кроме того, что такой вид подбора обходится значительно дешевле, основным его преимуществом считается то, что при заполнении вакансий претендентами из числа работающих в организации работодатель гарантированно получает специалистов, во многом или хотя бы отчасти погруженных в процессы, в которых им необходимо будет участвовать. Кроме того, во многом отпадает необходимость адаптации работников на новом месте. Иногда такой вид подбора способствует также тому, что на новую должность приходит сотрудник, который может принести пользу с точки зрения оптимизации процесса, соприкоснувшись с ним ранее при работе в смежных подразделениях. Неоценимыми могут стать преимущества неформального взаимодействия сотрудника на новом месте с теперь уже бывшими коллегами. Кроме того, данный вид подбора позволяет сохранить в организации сотрудника с высоким профессиональным потенциалом («переросших свои текущие должности»), для реализации которого текущая должность сотрудника становится препятствием. Обеспечение трудовыми ресурсами за счет внутреннего подбора требует активного мониторинга и анализа количественного и качественного состава кадров, а также формирование кадрового резерва. Трудозатраты на формирование кадрового резерва значительны, но при правильном подходе и окупаются они с лихвой. К основным недостаткам внутреннего подбора персонала относится необходимость заполнения вакансий, высвобождающихся при переводе сотрудников на новые должности. Кроме того, если заполнение вакансий предполагается проводить на конкурсной основе, то внутри организации для этого может не оказаться необходимого количества претендентов. 

Основные методы, применяемые при внутреннем подборе персонала: 

  • анализ количественного и качественного состава кадров для выявления формального соответствия претендентов квалификационным требованиям к кандидатам на занятие должности;
  • формирование кадрового резерва;
  • организация и проведение внутреннего конкурса на замещение вакантных должностей. 

Внешний подбор персонала. Может осуществляться как силами сотрудников по управлению персоналом организации, так и с привлечением кадровых агентств  (рекрутинговых, хедхантинговых или executive search компаний). По методам осуществления подразделяется на рекрутмент (recruitment) - поиск и найм персонала среди ищущих работу (активных) соискателей, а также хантинг, хедхантинг (hunting, headhunting ) – «точечный» поиск необходимого персонала среди высококвалифицированных сотрудников (руководителей) других компаний, с последующим их переманиванием.  

Рекрутинг безальтернативен при необходимости массового набора сотрудников (например, при открытии нового филиала) в сжатые сроки, а также персонала на линейные должности. Подразумевает поиск по имеющимся базам данных кандидатов и  резюме (объявлениям), опубликование вакансий в СМИ.  Данный метод подбора применяется при поиске и найме руководителей среднего звена. Основным недостатком является больший, чем при хантинге, риск несоответствия кандидата предъявляемым квалификационным требованиям.

Хантинг (хедхантинг)  используется при целенаправленном поиске и переманивании сотрудников, ценность которых и для текущего, и для потенциального работодателя очень высока (прежде всего это уникальные специалисты, а также руководители высшего уровня). Этот метод применяется хедхантинговыми или executive search компаниями. Стоимость услуг по хедхантингу значительно выше стоимости услуг по рекрутингу. 

Преимуществами внешнего подбора в большинстве случаев можно назвать возможность выбора из большого числа кандидатов, своевременной корректировки требований к кандидатам (предлагаемых им условий) в зависимости от текущей ситуации на рынке. Кроме того, информация о проводимом компанией массовом наборе может послужить ей хорошей рекламой. Основными недостатками обоих методов внешнего подбора являются трудности адаптации новых сотрудников, демотивация персонала, работающего в организации, в том случае если кто-то из её старожилов сам претендовал на соответствующую должность.  

Таким образом, и внешний, и внутренний подбор персонала имеют ряд преимуществ и недостатков, и решение об использовании какого – либо из них либо об их разумном балансе стоит принимать не только с учетом целей проводимого подбора, но и стратегических целей всей организации.